On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 29.07.08 13:45. Заголовок: СМИ и проблемы культуры


Не стоит ТВ без Гордонов
Ирина Петровская
Полку ведущих "Первого канала" прибыло, хотя новых фамилий и не прибавилось. Такая фамилия в его списках уже значится: Гордон. Только теперь, помимо известного публике Александра, появилась еще и Екатерина. Фамилию, впрочем, она все же позаимствовала у Александра, некоторое время тому назад побывав за ним замужем. А вот в телеэфир в качестве ведущей нового ночного канала "Городские пижоны", рассчитанного на молодую продвинутую интернет-аудиторию, попала не по протекции бывшего мужа, а благодаря редкой удаче: скандальной встрече в эфире радиостанции "Маяк" с "национальной хамкой" (определение Кати Гордон) Ксюшей Собчак.

"Блондинка в шоколаде" отчего-то задалась целью смешать с грязью просто блондинку, красавицу и начинающую литераторшу в радиоэфире, который вела последняя, и ей это, как всегда, мастерски удалось. Мегазвезда Ксюша объявила "недозвездой" радиоведущую Катю, "так как Катя просто не попала в свое время в голубой экран, и сейчас эта мысль, что мало кто ее видит, красавицу и умницу, и стала ее главным комплексом..." Гордон себя в обиду не дала, назвав гостью "хамлом" и повелев ей выйти из эфира вон. Однако вскоре сама была отлучена от эфира за неподобающее поведение, после чего на нее обрушилась невиданная слава: публикации в газетах, дискуссии на радиостанциях, бурная полемика в интернете.

Слава эта, конечно, из разряда той, что когда-то досталась Бендеру: "Попал под лошадь". Впрочем, какая разница? Главное, что скандал стал двигателем бурного карьерного роста прежде мало кому известной Кати, и теперь она еженощно вещает на главном канале страны, а ее обидчица, надо полагать, кусает локти: вчерашняя "недозвезда" Ксюшиными заботами в одночасье проснулась знаменитой и имеет все шансы избавиться от обидной приставки "недо". Тогда как великая и ужасная звездища перебивается с "МузТВ" на ТНТ, а если и пробьется в эфир "Первого канала", то лишь в качестве очередного чудовища, которым объявил беспощадную войну бывший муж Екатерины Гордон.

Его новая программа, которая только что стартовала на "Первом канале", называется скромно: "Гордон Кихот" (одна из его прежних программ называлась просто "Гордон" - наш герой испытывает какую-то необъяснимую страсть к звуку собственного имени). Рыцарь печального телеобраза, выходя "на бой кровавый, святой и правый", отнюдь не уверен в своей победе: "Не знаю, приходилось ли вам испытывать состояние бессильной ярости, когда вы хотите изменить все несправедливости мира разом и понимаете, что у вас ничего не получится. Тогда опускаются руки, жизнь кажется бессмысленной, и, чтобы этого не произошло, человек все время заводит себя на борьбу с чудовищами... Понимая тщету попыток, все-таки очень хочется бороться, чем мы, собственно, и занимаемся в одной из самых необъективных программ ТВ - программе "Гордон Кихот".

Первой "ветряной мельницей" Гордон объявил контркультуру в лице модного литератора Сергея Минаева. Явившийся на программу Сергей Минаев держался гоголем (не путать с классиком русской литературы). Его распирало от гордости, что не кого-нибудь, а его, Минаева, всерьез обсуждают именитые люди, пытаясь дать определение тому, что выходит из-под его пера. И хотя в речах его противников и самого Гордона превалировали такие уничижительные определения, как "фастфуд", "суррогат" и "паленая водка", Минаев всех уел, объявив неудачниками и завистниками, поскольку "я здесь стою на "Первом канале" и обсуждают меня, а не вас".

Гордон Кихот меж тем, предоставив сторонникам и противникам Минаева возможность всласть поругаться друг с другом, отстраненно и печально наблюдал за происходящим. А в финале заявил: "Ни одного из тех людей, которые здесь стоят, победить нельзя. Они уже выиграли эту жизнь".

Я бы добавила: они и будут продолжать ее выигрывать благодаря в том числе самому г-ну Гордону: именно в его программе известный в узких кругах автор произведения с красноречивым названием "Тhe Телки" получил мощнейший PR. Мечта поэта Некрасова - "когда мужик не Блюхера и не милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесет" - превращается в неосуществимую вовеки. Заметим, что во времена Некрасова не было телевидения, двигателя рекламы, но народ упорно покупал именно "милорда" глупого - роман из "иностранной жизни" одного из самых издаваемых литераторов того периода Матвея Комарова, слава которого и не снилась ни самому Некрасову, ни Гоголю, ни тем паче Белинскому.

Современным "козловым" помогает само ТВ, превращая их в медийных писателей, то есть в персонажей, которых потенциальные читатели знают в лицо. Многих они сначала узнают в лицо, а потом уже идут на базар, дабы ознакомиться с их "творчеством". Более того, медийная раскрутка многих современных "инженеров человеческих душ" заложена в РR-планы издательств, договаривающихся с радиостанциями и телеканалами о многократном участии их клиентов в популярных программах. Так и создается устойчивое ощущение, что других писателей, кроме Донцовой, Устиновой, Робски и Минаева, у нас нет. Их медийность способствует росту тиражей произведений, а тиражи, в свою очередь, усиливают их "медийность".

Вот и "Гордон Кихот" волей-неволей этому поспособствовал. А то, что он объявляет своих героев чудовищами, им совсем необидно. Хоть горшком назови - только в печку не ставь. Они прекрасно понимают, что антиреклама - тоже реклама. Так что борьба с ними и впрямь бесполезна. Тем более на ТВ, которое само перманентно рождает чудовищ.

Вторым героем (антигероем) "Гордон Кихота" стал Сергей Мавроди -"сын Люцифера" (самоопределение Мавроди, с удовольствием подхваченное и его противниками, и самим Гордоном). Очкарик с тихим, тонким голосом, однако, пытался казаться ангелом, виновным ни в каких грехах себя не признал и ни капли ни в чем не раскаивается. Виноватыми, и по Гордону, и по мнению сторонников Мавроди, оказались "мы сами, легковерные: Мавроди лишь преподал русскому народу горький урок о сладкой жизни, а любителей халявы следовало как следует проучить". Когда один из обманутых вкладчиков упрекнул Гордона в том, что он защищает самого дьявола и оскорбляет пострадавших, тот неожиданно вышел из своего печального образа и заткнул гостя совсем не по-донкихотски: "Вы мне еще, блин, будете говорить, чем мне заниматься на своей передаче? Ну-ка сядьте немедленно на место!"

Впрочем, в финале он опять вошел в образ и признался, что в очередной раз проиграл и что поражен лишь одним: "Это мы с вами наплодили такое количество чудовищ, с которыми приходится изо всех сил бороться в программе "Гордон Кихот".

Ага: "Мы"! При этом автора известной серии рекламных роликов "АО МММ" Бахыта Килибаева Александр Гордон про ответственность творца и ТВ перед зрителем за красивый и убедительный обман спрашивать не стал. Между тем именно ТВ, вместе с Мавроди неслабо заработавшее на этом обмане, в течение долгого времени заманивало легковерных "лохов" в ловушку, которая потом так неожиданно и жестоко захлопнулась. Разумеется, то, что не запрещено, - разрешено, и перед законом ТВ чисто. А если по совести, как призывает борец с ветряными мельницами Гордон Кихот?

Любопытно, что после двух программ "Гордон Кихот" исчез из эфира "Первого канала". То ли чудовища кончились, то ли на канале осознали "тщету попыток", то ли решили, что не рачительно это - плевать в колодец, из которого многим другим программам еще пригодится воды напиться? Но, как не стоит село без праведника, так и не стоит ТВ без гордонов. И теперь в ночном эфире зажигают "Городские пижоны", среди которых красуется Катя Гордон. Красавица, выигравшая таки бой с чудовищем.

http://www.izvestia.ru/petrovskaya/article3118520/





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 04.10.08 22:39. Заголовок: Большие уроки малень..


Большие уроки маленькой кампании

Автор: Борис Кагарлицкий
Выступления в защиту мультфильма South Park вряд ли можно назвать «большой политикой» – главное, с точки зрения великих целей левого движения. Все началось с того, что Московская межрайонная прокуратура по наущению протестантов-пятидесятников обвинила мультсериал в экстремизме и направила в знаменитый Басманный суд заявление о признании экстремистским содержания одной серии мультфильма «Южный парк». Мультфильм был обвинен в разжигании межрелигиозной розни и пропаганде «насилия, жестокости и порнографии». Особенное беспокойство у пятидесятников, а вслед за ними – и у экспертов московской прокуратуры вызвало разлагающее, по их мнению, воздействие мультсериала на подрастающее поколение. Противников «Южного парка» очень горячо поддержали и функционеры «Молодой гвардии Единой России». Они прекрасно уловили общую тенденцию борьбы за нравственность и высокие христианские ценности.



Если бы решение оказалось положительным (для пятидесятников), то закрыли бы, скорее всего, не только мультик, но и транслирующий его канал «2х2». Тем более что у него как-то сразу к этому времени и лицензия заканчивалась. А продлевать ее должны были с учетом мнения общественности (которая, впрочем, рекомендовала лицензию продлить) и результатов суда. На сегодняшний день судьба канала уже решена положительно, лицензию продлили, хотя борьба вокруг мультика продолжается.



На первый взгляд, перед нами – типичный конфликт по вопросу о свободе слова, за которым, возможно, стоит «спор хозяйствующих субъектов», причем как раз в самом буквальном смысле – частот эфирного вещания свободных уже не осталось. А кому-то очень надо...



Достаточно типичный конфликт для российского варианта буржуазного общества, который, конечно, должен быть интересен левым в качестве очередного примера лицемерия и несправедливости, но не более того.



Однако с South Park все гораздо сложнее и интереснее. Ведь запретить его пытались не только в России, но и в куче других стран, в первую очередь, и наиболее активно – в США. И в роли доносчика выступают не православные, а протестанты. Которые уж, во всяком случае, не должны быть неосведомленными и международных идеологических тенденциях.



Все дело в том, что «Южный парк» – сериал с явным и общеизвестным критическим содержанием, часть современной левой культуры. Критика «американского образа жизни» с его потребительством, ханжеской религиозностью, милитаризмом и показным звездно-полосатым патриотизмом является его основным стержнем.



Казалось бы, что нашим властям до антиамериканизма? Сегодняшняя официальная Россия не то чтобы Америку сильно жалует. Но за антиамериканской сатирой проступают (хотя и не акцентируются) и более глубокие пласты, которые можно было бы определить антибуржуазными. В общем, классовая солидарность элит оказывается в данном случае важнее их геополитических разногласий. Антиамериканский мультик собираются запрещать именно в тот момент, когда экран телевизора буквально залит антиамериканской пропагандой! А «Молодая гвардия Единой России» — в первых рядах гонителей. Случайность? Отнюдь.



Конечно, сатира «Южного парка» дается далеко не всегда «в лоб», хотя порой имеют место и прямые политические выпады (как в эпизодах про войну в Афганистане или про конфликт между США и Канадой). В противном случае эти истории просто не прорвались бы на экраны телевизоров к массовой аудитории. Однако показательно, что и противники мультфильма предпочитают скрывать свои политические претензии, обращая внимание исключительно на «непристойности», «насилие» или «пошлость». В этом плане история войны правоконсервативных организаций всего мира против «Южного парка» ужасно похожа. И, как назло, общий фон один и тот же: экраны телевизоров полны «непристойностью», «насилием» и «пошлостью», которые никого не волнуют и не смущают, а нападение ведется на достаточно невинный в этом отношении мультик.



Разумеется, значительная часть поклонников «Южного парка» политическую подоплеку сериала не воспринимает, а видит в нем лишь забавные истории про смешных детей и придурковатых взрослых. Именно поэтому противники сериала тоже предпочитают говорить о чем-то второстепенном. Ведь начни они атаку «в лоб», на политическую составляющую фильма, они бы только способствовали политизации его поклонников, разъяснили им то, чего многие из них не понимают.



С точки зрения левых все обстоит как раз наоборот. Конфликт вокруг South Park позволяет вести пропагандистскую кампанию, постепенно разъясняя тысячам его поклонников идейное содержание их любимой ленты. Вроде бы не ахти какое дело – мультфильм, он все же и остается мультфильмом, не претендуя на большее. Только заметим, что создатели «Южного парка» сделали то, о чем многочисленные левые интеллектуалы только рассуждают. Они прорвались к массам. Они создали небольшой плацдарм в борьбе за культурную гегемонию. А мы вместо того, чтобы его использовать (так ли уж много у нас подобных плацдармов?), предпочитаем теоретизировать о судьбах культуры в собственном кругу.



В любом случае, люди, которые интересуются «Южным парком», способны воспринимать идеи, язык и пропаганду левых куда лучше, чем те, чьи вкусы и мировоззрение формируется под влиянием белогвардейских блокбастеров типа «Адмирал» или «Господа офицеры». Последних, кстати, в разы меньше. Уж больно плохое получается у наших официальных фильмоделов заказное искусство...



На акции в защиту «Южного парка» вышли молодые люди, совершенно аполитичные, которым еще несколько недель назад и в голову не пришло бы участие в пикете и любой другой форме активизма. Собственно, это и объясняет, почему пикет на Пушкинской площади 13 сентября 2008 года разительно и в лучшую сторону отличался от множества других мероприятий, проходивших на том же месте в прежнее время. Обычно на пикетах люди находят старых знакомых, со многими из которых, впрочем, предпочитают знакомство не поддерживать... А здесь на пикете люди знакомились. Обретали новый, совершенно неожиданный для них опыт, зажигаясь общим настроением и выкрикивая все более политизированные лозунги («Запрещаем запрещать!», «Кенни – герой, цензуру – долой!», «Кенни – да, сектам – нет!» и т.д.).



Акции протеста, начатые группой активистов в поддержку «Южного парка», сразу же привлекли куда больше внимания и сочувствия, чем традиционные темы левых (солидарность с бастующими рабочими, вопросы образования, пенсионная реформа и т.д.). Радоваться здесь особенно нечему, но есть над чем задуматься. Удивительным образом, судьба Кенни и других героев мультфильма волнует людей куда больше, чем судьба реальных людей и даже, в конечном счете, их собственная. Можно иронизировать над этой поразительной особенностью массового сознания, но надо понимать, что за ней скрывается. Да, люди готовы выходить на акции протеста, проявлять гражданскую активность – по вопросам, которые их в самом деле волнуют. Нелепость в том, что волнуют их не те вопросы, которые нам как левым кажутся самыми важными, и даже не те, которые объективно являются самыми важными с точки зрения объективных интересов – ведь очевидно, что для молодежи, собравшейся на Пушкинской площади, вопросы реформы образования должны быть куда важнее, чем судьба «Южного парка». Увы, такова реальность сегодняшнего российского массового сознания, и с этой реальностью надо считаться.



Массовое сознание гораздо гибче, чем обычно кажется. Настроения общества и отдельных его групп могут меняться достаточно быстро. Их надо улавливать и уметь на них воздействовать, если мы хотим, чтобы процесс шел с нужной скоростью и в нужном направлении. Однако это предполагает такую же гибкость с нашей стороны, умение ухватиться за любой шанс, воспользоваться любой предоставляющейся нам пропагандистской и политической возможностью.



Такую возможность предоставили нам пятидесятники и прокуратура своей атакой на South Park. Маленькая кампания в защиту мультфильма может обернуться богатыми возможностями разъяснительной работы среди молодежи. А кроме того, она может и должна закончиться победой.



Если мы будем успешно бороться за «Южный парк» (и на множестве других открывающихся сегодня «случайных» площадок), то многие из тех, кто сегодня приходят защищать мультсериал, завтра появятся на «Антикап-Фесте», а потом и в рядах демонстрантов, добивающихся чего-то по-настоящему серьезного. Надо только чтобы левые выступили по отношению к своим новым товарищам в роли добросовестных, терпеливых и ненавязчивых учителей политики.



А хороший учитель – это тот, кто понимает ученика.
http://www.rabkor.ru/?area=authoredArticleItem&id=366

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет